ИСТИНЫ СЕНЕКИ — 51
Л.А. Сенека
О толпе
Луцилия приветствует Сенека!
«Чего избегнуть следует? Толпы?»-
Согласен, что к скопленью человеков
Не стоит направлять свои стопы.
В таких походах велика опасность,
Что не вернешься ты таким, как был,
Что, вместо трезвых дум, придут неясность,
Порок, прельщенье, неуемный пыл.
Мне зрелиша подобны наважденью:
В них есть жестокость, роскошь и порок,
Ведущий по дороге наслажденья,
Одолевая скромности порог.
…
…
Держаться нужно дальше от народа
С душою, не подверженной добру:
Иначе превращаешься в урода,
Стремящегося только к серебру.
Умение философа — предвидеть,
И вот что предскажу тебе, мой друг:
Ты станешь подражать иль ненавидеть,
Толпу, что образует общий круг.
Есть третий путь. Хоть он довольно сложен,
Меж Сциллой и Харибдой путь держи
Общайся с теми, кто тебе поможет
Стать лучше. И — взаимно. В этом — жизнь.
…
…
Вотще читать толпе свои поэмы,
Наивно честолюбию внимать
(Подвергнуты порокам этим все мы,
Но, есть ли те, кто может понимать?!)
Один-два человека… с разъясненьем?
«Так, для чего ж учился я, любя?»
Ответ здесь прост, и нет другого мненья:
Учился ради самого себя!
Но, я сегодня для тебя учился…
И обнаружил мысли… целых три…
(Прими вперед, раз случай приключился)
Во-первых, так писал нам Демокрит:
…
…
«Мне человек — сродни всему народу,
Народ же — как единый человек.»
Другой же (он в искусстве был от роду,
Не знаю точно — кто), но, так изрек:
«Пусть для немногих труд мой будет ясен,
Пусть ясен будет — лишь для одного,
Уверен — он усердием прекрасен,
Хоть, даже, не нашлось бы никого.»
Вот Эпикур, пренебрегавший бренным:
«Тебе я говорю, а не толпе.
Ты — стоишь мне заполненной арены,
Готов, Тебе, и молвить я, и спеть.»
Не вдохновляйся полнотою зала,
Не внемли лести, сказанной хитро,
Достоинства души — твои начала,
Они — всего дороже.
Будь здоров.
Л.А. Сенека
Совет потомкам
Луцилия приветствует Сенека!
«Как я тружусь?»- Я праздности не друг,
До поздней ночи не смыкаю веки,
Не прекращая свой прилежный труд.
Свои дела забросил… Здесь ты тонко
Воскликнешь: «Для чего ж сидишь ты ночь?!»
Отвечу: Эти бденья — для потомков,
Надеюсь им, хоть чем-нибудь помочь.
Как составляют ценные лекарства,
Так я ночами заношу в листы
Слова совета — людям, государствам,
Не «славы для», и помыслы — чисты.
…
…
Пишу я им о той дороге звездной,
Что сам нашел, в блужданиях устав.
Жалею, что узрел ее так поздно,
Но, верю — пригодится им устав.
Кричу: Не уповайте на надежды:
Они — начало вашего конца!
И рыбы, и завзятые невежды,
Клюют на шевеление живца…
Им кажется, добыча их — в кармане…
Но, резко потянувшая леса
Звенит: «Фортуну, милый, не обманешь!»
Вот чем чревата вера в чудеса…
…
…
Для тела угождение не нужно:
Ведь роскошь забывает о душе.
С соломенною кровлей жить не хуже,
Чем с золотой. Тепло — и в шалаше.
Кто сделал украшенье без изъяна,
Тот зря потратил время и свой труд.
В одной душе — величье постоянно.
Оспорившие это — людям врут.
Когда к потомкам в этот понедельник
Я обратиться снова буду рад,
В том больше пользы, чем, когда бездельник
Приложит руку к списку для наград.
…
…
Пора закончить. Вспомню Эпикура:
«Свободны — философии рабы!»
Философ (равно и в литературе),
Велик, коль устранился от борьбы.
Поэты много говорят такого,
Что стоило б философам сказать,
Их мысль в полете сбросила оковы,
На что не всякий может притязать.
«Всё, что дано нам, может быть изъято» —
В твоих словах есть мудрости покров.
Мой долг остался тем же, что и взято,
Отдам тебе попозже.
Будь здоров.