ИСТИНЫ  СЕНЕКИ — 19

Л.А. Сенека

О пользе наставлений

Луцилия приветствует Сенека!
Есть люди, в философии берут
Лишь частные советы человеку,
Суть общая для них — бесцельный труд.

А стоик Аристон, совсем напротив,
Считал бесцельным к частному брести:

«Кто сущность блага знает, не своротит,
И в частностях, с достойного пути.

В метании копья искусный воин
Способен попадать в любой предмет,
Кто все постиг, в любом деяньи волен
Увидеть блага истинного свет.

Кто представляет лишним наставленье,
Тот говорит: Слепого научить,
Как зрячего — нельзя, …Верните зренье —
Он сможет сам незрячих излечить.

Так заблужденья ослепляют душу,
Она живет в бесцельной маяте.
Что толку, объяснять глухим, как слушать?
Что, прокаженным — мысль о чистоте?

Что, нищему — уменье быть богатым?
Голодному — воздержанность в еде? —
Нам прежде утолить их голод надо,
Чем обучать ненужной ерунде.

 

Все то же говорю я о пороках:
Покуда ложных мнений не изгнать,
Никто не слышит… мудреца, пророка,
Хоть каждый день их видит из окна.

Пусть знает, что в деньгах — ни зла, ни блага…
Пусть знает, как несчастны богачи…
Добейся, чтоб от страха он не плакал —
Терпению, упорству научи.

Когда, внушив основоположенья,
Научишь видеть жизненный удел,
За ним не нужно в частностях слеженье:
Ведь добродетель — азимут всех дел.

 

Кто добродетель сердцем ощущает,
Тому здоровье, слава — все равно.
(Философы тщеславные вещают,
О том, что было в прописях давно.)

И, далее, кому нужны советы,
Хоть в ясных, хоть в сомнительных вещах?
Коль ясно — вразумленьям места нету…
Сомнительно? — Кто верит натощак?

Приводишь доказательства без меры,
А, слушатель душою не проник…
Сильнее доказательства — примеры,
Поэтому — довольно их одних.

 

Как к людям относиться? — Справедливо!
И, незачем ученого учить!
Суть знающий — и так живет счастливо,
Незнающим — дай к истине ключи:

Молва пустая им заткнула уши,
Они не знаю путь добра и зла…
А, кто имеет, вряд ли будет слушать
Вещающих — хоть с трона, хоть — с осла.

Есть две причины наших преступлений:
Злонравие, и путь к нему — разврат…
Нет пользы здесь от частных наставлений,
Прельщаемый — лишь видимости рад.

 

Для каждого, на всякий случай в жизни,
Не сможешь наставления найти…
Жизнь мудрого — пример для всех в Отчизне,
Хоть тот пример… злонравию претит.

Что одержимость, что порочность мнений —
Нет разницы, чему их наставлять?
Изгнать безумье — встать на путь гонений…
Безумие — безумных вразумлять.» —

Так Аристон считал, Великий Стоик…
И, чтоб достойный дать ему ответ,
Все разобрать в отдельности нам стоит,
Тогда поймем: где — истина, где — нет.

 

Согласен: зренье не вернуть советом…
Обретший зренье, сможет ли помочь
Другим? А добрый нрав — способен в этом,
Он гонит зло из душ, как солнце — ночь.

И врач, не только лечит, но и учит:
Побереги прозревшие глаза.
Их яркий свет насилует и мучит,
Из мрака выбегать на свет нельзя.

Хоть слишком слабы сами наставленья,
Но… освежают память о грехах.
Не лишни — ободренья, утешенья…
А вразумленья лучшие — в стихах.

 

Зачем учить больного, как здоровых? —
А, в ком болезнь не встретишь? — Покажи!
Порой бессмертный не имеет крова,
И обрести не может… (вечный жид)

«Прогонишь алчность — вразумлять не надо
Как жить, ни богача, ни бедняка.»-
Не только жажда денег — благ преграда,-
На благо тратить их должна рука.

«Бессильны наставления пороку.»-
Да, не всегда болезнь излечит врач,
Но, насморк он всегда излечит к сроку,
И облегчает бесполезный плач.

 

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Обязательные для заполнения поля помечены *

Оставить комментарий